информационная служба ЗПЧ

 
   Новости  О нас

 Карта сайта

За права человека

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

ДВИЖЕНИЕ


 

Home Победы Регионы Наши дела Газета

 

МОСКВа - атомная

В.М.Кузнецов

Директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста

 

Не всем наверное известно, что на территории бывшего Союза эксплуатируется 112 исследовательских ядерных установок (ИЯУ) расположенных, как правило, на территории таких крупных городов как   г. Москва и Санкт-Петербург, и ту степень опасности, которую ИЯУ представляют для этих городов,.

                Столица России представляет собой,  образно говоря, самый "эпицентр": в московском регионе сегодня эксплуатируется  около  ста  объектов атомной энергетики!  К этому следует добавить 1500 предприятий,  использующих источники ионизирующих излучений и радиоактивные материалы.

                В городе с более чем 11-ти миллионным населением,  каким является Москва, наличие такого множества ядерных установок  опасно прежде всего тем, что большинство из них родилось в разгар "холодной" войны, когда требований, норм и правил безопасности в данной области просто не существовало, а те, которые и были,  не соответствовали современным представлениям о влиянии излучения на человеческий организм.

                Общим  итогом  работы многочисленных  комиссий самого высокого ранга  был  неутешительный вывод,  изложенный в письме бывшего Зам.Председателя Госкомитета по делам науки и высшей школы А.Н. Тихонова от  14.11.91 г.: "Продолжение эксплуатации ядерных исследовательских установок небезопасно;  строительство новых объектов  нецелесообразно ". С  заключением тогда же согласился тогдашний премьер России Е.Т. Гайдар. 

                Интересный момент:  сейчас во многих районах Москвы уже вырыты либо роются котлованы галактических размеров. Затеяны стройки и преобразования  архитектурного  облика  столицы,  перед которыми меркнут и бледнеют пресловутые "стройки коммунизма" большевистской  эпохи.  Так, может быть,  под грохот созидания светлого капиталистического будущего правительству Москвы недосуг заниматься  проблемой существования в городе такого количества ядерных установок.

                Ведь еще 11 марта того же 1991 года было принято “историческое” решение  Президиума Моссовета "О прекращении эксплуатации ядерных реакторов в г. Москве" за N 46, вынесенное тогда на основании заключения Межведомственной комиссии, обследовавшей работу московских ядерных реакторов в 1990 году. Но увы, тогда под шумок коренных общественно-политических преобразований в стране и столице,  разработанные комиссией мероприятия по улучшению положения владельцами установок были проигнорированы либо сорваны.

                За прошедшее время оборудование устарело как физически,  так и морально, а  произвести  его замену в современных условиях не представляется возможным ввиду известных экономических причин.  В первую очередь  это относится к  трубопроводам  и теплообменному оборудованию,  приборам и приводам систем управления и защиты, ионизационным камерам каналов контроля и др.

                Отсутствие национальной программы  эксплуатации ядерных исследовательских установок в России во многом только усугубляет тяжелейшее положение ядерных исследовательских центров типа Российского научного центра “Курчатовский институт”. Имеющиеся ведомственные программы разработаны без учета необходимости финансирования мероприятий по повышению безопасности ИЯУ. В то же время эти программы не учитывают тот факт, что многие установки уже в течении ряда лет находятся в так называемом “горячем резерве”. Это значит, что установки, на которых не проводятся никаких исследований, или их число незначительно, попросту “проедают” бюджетное финансирование, поскольку на техническое содержание оборудование, зарплату персонала и обеспечение других мероприятий для их функционирования требуются значительные денежные средства, а финансирование ядерных центров, как правило, - госбюджетное. Необходима общегосударственная программа, которая охватила бы все проблемы имеющегося в России комплекса исследовательских ядерных установок, и, в частности могла бы установить целесообразный объем исследований, определить перечень выводимых из эксплуатации реакторов, как в связи со снижением объемов работ, так и в связи с необходимостью вывода установок из эксплуатации по техническим причинам. При этом снижение общего числа исследовательских установок позволит направить высвободившиеся средства на осуществление мероприятий этой программы и тем самым частично обеспечит ее финансирование.

                Без этого нам не обойтись, ведь сегодня, когда  страна с трудом ищет пути выхода из экономического и социального кризиса,  любая крупная катастрофа  (региональная или глобальная), от которых не гарантированы ни Москва, ни Санкт-Петербург,  ни любой другой промышленный  город  России, способна в  мгновение  ока перечеркнуть все позитивные плоды этих усилий, буквально ввергнув Россию в  экологический  и  социальный хаос, реально грозя взорвать стабильность политической системы.

  Опасность крупномасштабных катастроф усиливается вопиющим противоречием интересов  региональных  властей  и федеральных ведомств, которым принадлежат предприятия в регионах.  Неся на себе всю полноту ответственности за безопасность региона,  муниципальные власти практически лишены возможности обеспечить эту  безопасность, так  как не имеют прав контроля за состоянием безопасности ведомственных предприятий, комбинатов, АЭС, хранилищ радиоактивных и химических компонентов и отходов.  Предприятия Минатома РФ, Минобороны РФ и другие абсолютно недоступны для общественного контроля  и мониторинга,  а ведомственный контроль,  как показывает практика,  будучи  подчинен  интересам  ведомства, не обеспечивает гарантированной безопасности на своих предприятиях.

                Рассмотрим ситуацию, с безопасностью  ядерно- и радиационно-опасных объектов (ЯРОО)  расположенных на территории г.Москвы и Подмосковья.


Характеристика ядерно- и  радиационно-опасных объектов.

Всего на территории г. Москвы расположено 246 предприятий, организаций и учреждений,  имеющих  в своем составе 332  ядерно- и радиационно-опасных объекта (ЯРОО).

Под термином ЯРОО понимаются производственные комплексы,  промышленные (исследовательские) установки, технологические участки (цеха, производственные отделы), хранилища и  т.п.,  на которых осуществляется деятельность по получению, производству, использованию,  переработке, обслуживанию, транспортировке, хранению, обращению и захоронению ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. В число   указанных  предприятий  входят  все  ядерно-опасные предприятия  г. Москвы.  Кроме  того,  имеются  радиационно-опасные предприятия  (по оценке около 400),  с различной степенью потенциальной опасности.

Предприятия в своей деятельности используют (в зависимости от профиля и направления деятельности) следующие источники потенциальной опасности:

-ядерные исследовательские установки  различной  мощности  и назначения;

-ядерные делящиеся материалы  (от нескольких граммов до десятков килограммов);

-закрытые источники ионизирующих излучений, общее количество которых  составляет  около 60000 ед. (активности источников находятся в широком диапазоне - от нескольких десятков МБк  до 7,4 ПБк);

-открытые источники ионизирующих излучений (3000 ед. активностью от минимально значимого уровня до единиц ТБк в своем объеме);

-жидкие  и твердые радиоактивные отходы,  которые образуются или могут образовываться практически на каждом ЯРОО (ежегодный объем образующихся  жидких отходов составляет до 20000 куб.м,  твердых - свыше 200 т).

Наибольшее количество ядерно- и радиационно-опасных предприятий сосредоточено в Центральном и Северном административных  округах  (46 и 39 предприятий  соответственно),  а наименьшее - в Западном и Зеленоградском округах (по 15 предприятий).

Наиболее потенциально-опасные предприятия расположены в Северо-Западном  административном  округе  (Российский  научный  центр «Курчатовский институт» - РНЦ “К.И.”, Всероссийский НИИ неорганических материалов  - ВНИИНМ,  Институт биофизики).

Ниже приводится схема расположения ядерных исследовательских установок  расположенных  в г.Москве (рис .1).

Классификация ЯРОО по степени потенциальной опасности.

Все ядерно- и радиационно-опасные объекты,  в зависимости  от конкретных  условий  их деятельности в г.Москве и состояния на них ядерной и  радиационной  безопасности,  по  степени  потенциальной опасности для населения и окружающей среды можно условно подразделить на 3 группы (в порядке убывания). 

К  1-ой группе относятся ядерно- и радиационно-опасные предприятия, на которых используются ядерные исследовательские установки (исследовательские реакторы, критические и подкритические стенды и сборки).

Ко 2-ой группе относятся ядерно- и радиационно-опасные предприятия, использующие в своей деятельности ядерные делящиеся материалы (ЯДМ) для  решения  научно-технических  проблем,  связанных  с ядерным топливным циклом (переработка урановых руд и концентратов, разработка  и  изготовление ядерного топлива, обращение с радиоактивными отходами и др.).     

  К  3-й  группе  относятся радиационно-опасные предприятия, на которых используются радиоактивные вещества и изделия на их  основе, а также делящиеся материалы в ядерно безопасных количествах.

На территории г.Москвы находится 47 исследовательских ядерных установок (реакторов - ИР, критических стендов - КС и подкритических стендов - ПКС,  принадлежащих 7-ми предприятиям-владельцам.

В стадии снятия с  эксплуатации  находится исследовательский ядерный  реактор  ТВР  института теоретической и экспериментальной физики. 

Рис.1. Схема расположения ядерных исследовательских установок.

1-- НИИ радиационной безопасности космических объектов (1 установка)

2-- РНЦ "Курчатовский институт" (28 установок)

3-- НИИ энерготехники    (1 установка)

4—Московский высший технический университет (МВТУ)  (3 установки)

5—Московский энергетический институт (МЭИ)  (1 установка)

6-- Институт теоретической и экспериментальной физики (2 установки)

7-- Московский инженерно-физический институт (МИФИ) (7 установок)

8--Всероссийский научно-исследовательский институт химической технологии (1 установка)

 

Классификация ИЯУ.

В связи с тем, что спектр ИЯУ по назначению, техническому устройству, параметрам весьма широк (реакторы, критические и подкритические стенды), представляется целесообразным представить некоторую их классификацию по возможному влиянию на безопасность персонала, населения и окружающей среды.

Под исследовательским ядерным реактором (ИЯР) подразумевается реактор, предназначенный главным образом для получения и использования нейтронов  и ионизирующего излучения в исследовательских и других целях, для чего на нем могут применятся экспериментальные устройства.

Степень влияния ИЯР на безопасность персонала и населения зависит от типа и уровня мощности реактора.

По данным, основанным на отечественной и международной практике, для реакторов мощностью до 1-2 МВт в принципе не должно быть событий выше 2--3-го уровней INES (международная шкала событий), что обусловлено их внутренней самозащищенностью и выполнением требований специальных норм и правил.

Критический стенд - это сборка ядерного реактора, геометрические и физические свойства которой позволяют осуществлять управляемую цепную реакцию деления ядер в заданных условиях. Критическая сборка отличается незначительной мощностью (обычно, максимум - несколько киловатт), не требующей специально организованного теплоотвода.

Критическая сборка не должна содержать продуктов деления в количествах, опасных для персонала и населения. Уровень любых событий должен находиться ниже минимального уровня, установленного INES, что достигается за счет их физической природы, а также выполнением требований специальных норм и правил.

Подкритический стенд - это устройство для проведения экспериментальных исследований, содержащее размножающую нейтроны среду, на основе ядерных делящихся материалов, состав и геометрия которой обеспечивают затухание цепной реакции в отсутствии посторонних источников нейтронов. В подкритической сборке не должна осуществляться самоподдерживающаяся цепная реакция деления и соответственно при любых событиях не должны накапливаться продукты деления в количествах, опасных для персонала и населения.

Большинство исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов Минатома России, РНЦ «Курчатовский институт» было построено и эксплуатируются с конца 50-х - начала 60-х годов и отличается как разнообразием типов, так и значительным интервалом мощности (от нескольких ватт до 100 МВт).

В отношении потенциальной опасности, которую они представляют, вышеназванные установки можно разделить на следующие основные группы:

1-я группа - исследовательские реакторы мощностью до 100 МВт, для  которых возможны запроектные аварии по всем уровням INES. Реакторы этой группы предназначены главным образом для испытаний материалов и оборудования для атомной энергетики;

2-я группа - исследовательские реакторы мощностью до 20 МВт, предназначенные для учебных целей, фундаментальных физических исследований и производства радиоактивных изотопов;

3-я группа - исследовательские реакторы мощностью до 1 МВт, критические и подкритические стенды практически нулевой мощности, не требующие систем принудительного аварийного расхолаживания активной зоны. К  этой  же  группе могут быть отнесены импульсные реакторы.

При этом максимальный объем требований по безопасности, содержащихся в нормах и правилах, безусловно соответствует 1-й и 2-й группам реакторов вышеприведенной классификации.

Сокращение объема требований безопасности для 3-й группы ИЯР возможно только с учетом их свойств самозащищенности и на основе конкретных обоснований безопасности, представляемых их владельцами для проведения  независимой  экспертизы.

В таблицах 1-4 дается перечень ИЯР Минатома России, РНЦ «Курчатовский институт» и Минобороны РФ по вышеизложенной классификации и их принадлежность к научно-техническим центрам.

                                                                                          Таблица 1.

Исследовательские (испытательные, опытные) реакторы  (1-я группа).                        

Наименование

Предприя-тие- владелец ИЯР

Место расположе-ния

Год ввода

Мощность, МВт

   Примечание 

Материаловед-ческий реактор МР 

РНЦ"К.И  

 Москва   

 1963

  40  

Реконструирован  в 1967г. Остановлен автором статьи 10.12.92 г.

 

                     Таблица 2.

Исследовательские реакторы мощностью до 20 МВт, предназначенные  для физических исследований, учебных целей и производства радиоактивных изотопов (2-я группа)                     

Наименова-ние

Предприятие- владелец ИЯР

Место расположен.

Год ввода

Мощность, МВт

   Примечание 

ИР-8

РНЦ"К.И."              

Москва  

1957

   8  

Реконструиро-ван   в 1981г.

ТВР   

ИТЭФ    

Москва     

1949  

2.5 

Остановлен   

ВВР-3

РНЦ ”К.И”

Москва   

1954   

  2  

В стадии снятия с  эксплуатации

ТИБР-1М

НИИП    

Лыткарино  

1976  

8кВт

Импульсный

 

 

 

 

1.7·.104

в импульсе

БАРС-2 

НИИП    

Лыткарино 

1971  

2кВт

Импульсный    

 

 

 

 

0.7·.105

в импульсе

БАРС-3  

НИИП    

Лыткарино  

1992  

2кВт

Импульсный    

 

 

 

 

2.3·.104

в импульсе

БАРС-4

НИИП    

Лыткарино

1984

2кВт

Импульсный    

 

 

 

 

1.4.·105

Остановлен на реконструкцию

ИРВ-1-М1

НИИП    

Лыткарино  

1975

2

Остановлен  на реконструкцию

ИНН- 3М

НИИП    

Лыткарино  

1972

  имп.

Остановлен.

Топливо выгружено

 

                                                                                                                                             Таблица 3.

Исследовательские реакторы мощностью до 1 МВт, критические и подкритические стенды (3-я группа)

Наименование

Предприят. -владелец ИЯР

 Место расположения

Год ввода

Мощность

   Примечание 

Исследовательские реакторы 

ИР-50  

НИКИЭТ  

Москва   

1961

0.05МВт               

 

Ф-1

РНЦ"К.И"

Москва   

1946

0.024МВт               

 

 Аргус

РНЦ"К.И"

Москва   

1981

0.05МВт                

 

Гидра

РНЦ"К.И"

Москва   

1972

импульсный               

 

Гамма

РНЦ"К.И"

Москва   

1982

0.125МВт               

 

ОР 

РНЦ"К.И"

Москва   

1954

0.3 МВт

Реконструирован в 83-85г.

Ромашка

РНЦ"К.И"

Москва   

1964  

0.04 МВт

Остановлен

 Критические стенды

Макет 

ИТЭФ      

Москва   

1976

100Вт

Реконструирован    в 1983г.

ФС-1М  

ФЭИ    

Обнинск  

1970

    2Вт               

 

СГО     

ФЭИ      

Обнинск   

1969

100Вт              

 

Стрела

ФЭИ     

Обнинск  

1968  

  20Вт

Реконструирован   в 1991г.

ПС-2    

ФЭИ      

Обнинск   

1966  

200Вт

      

Т-2     

ФЭИ      

Обнинск   

1965   

    2Вт               

 

АМБФ- 2   

ФЭИ      

Обнинск  

1984  

100Вт              

 

РФ-ГС

ФЭИ     

Обнинск  

1962  

  10Вт

Реконструирован  в 1984г.

БР-1  

ФЭИ      

Обнинск   

1955  

  50Вт               

 

Кобр  

ФЭИ     

Обнинск   

1970  

300Вт              

 

МАТР- 2  

ФЭИ      

Обнинск  

1963  

400Вт              

 

ГРОТ- 2  

ФЭИ      

Обнинск   

1971  

100Вт

Реконструирован    в 1990г.

В-1М  

ФЭИ      

Обнинск   

1977  

  10Вт               

 

БФС-1 

ФЭИ  

Обнинск  

1961

200Вт

Реконструирован   в 1974г

БФС-2 

ФЭИ   

Обнинск   

1969 

1000Вт

Реконструирован  в 1990г.

К-1    

ФЭИ     

Обнинск   

1989  

   10Вт

 

УКС- 1М

ФЭИ      

Обнинск   

1985

   10Вт

Реконструирован   в 1989г.

РБМК

РНЦ"К.И"

Москва    

1981

   25Вт               

 

Маяк

РНЦ“К.И”

Москва    

1967  

  10Вт               

 

СФ-1

РНЦ“К.И"

Москва    

1972  

100Вт

 

СФ-3

РНЦ“К.И"

Москва    

1979  

100Вт              

 

СФ-5

РНЦ”К.И"

Москва    

1972  

100Вт              

 

СФ-7

РНЦ“К.И"

Москва    

1975  

100Вт              

 

Квант

РНЦ”К.И"

Москва    

1990   

    1кВт              

 

 Астра

РНЦ“К.И" 

 Москва   

1981  

100Вт              

 

 В -1000

РНЦ”К.И"

Москва   

1986  

200Вт

 

 ФМ  МР

РНЦ”К.И" 

Москва   

1971  

100Вт              

 

Грог

РНЦ“К.И"

Москва  

1980  

100Вт              

 

П 

РНЦ“К.И"

Москва   

1986  

200Вт 

 

Эфир-2М

РНЦ”К.И"   

Москва  

1973  

100Вт              

 

Дельта

РНЦ“К.И"

Москва   

1985  

100Вт              

 

Нарцисс-М

РНЦ”КИ"

Москва   

1983

  10Вт               

 

Стенд N1

Машзавод  

Электросталь

1966   

  2кВт              

 

Стенд  N 2

Машзавод 

Электросталь

1969

  2 кВт              

 

Стенд  N3

Машзавод

Электросталь

1967   

 2кВт              

 

Стенд  N4

Машзавод  

Электросталь

1967 

 500Вт              

 

Стенд  N5

Машзавод

Электросталь

1967  

500Вт              

 

УГ 

РНЦ“К.И"

Москва   

1965       

 

На  реконструкции

ФГ-5   

 ФЭИ      

Обнинск   

1967 

100Вт

Остановлен   

Стенд N6

Машзавод

Электросталь

1968   

50Вт

     -- "  -- 

Стенд  N7

Машзавод

Электросталь

1979

700Вт

      -- "  -- 

Подкритические стенды   

ФС-2  

НИКИЭТ    

Москва   (МГТУ  им. Н.Э.Баумана)

 1972

0.1Вт

Реконструиро-ван в 1978 г.

ФС-4  

НИКИЭТ

Москва 

1976

0.001Вт

 

 ФС-5 

НИКИЭТ

Москва   

1987

0.01Вт               

 

Гарантия-2

РНЦ”К.И"

Москва   

1991

 

 

РМ-50

РНЦ”К.И"

Москва 

 

 

 

 СО-2М 2М  

ВНИИХТ  

Москва

1976  

10Вт

 

 

                                                                                                                                             Таблица 4.

Количество различного типа ИЯР (по группам) в научно-технических центрах Минатома России, РНЦ «Курчатовский институт» и Минобороны.

Предприятие- владелец ИЯР

I группа

II группа

III группа

Критические стенды.

Подкритические стенды

Общее количество ИЯР и стендов

РНЦ “К.И.”
(г.Москва)

1

2

6

17

2

28

НИКИЭТ (г.Москва) 

 

 

1

 

3

4

ФЭИ (г.Обнинск)   

4

 

 

17

 

21

 ИТЭФ (г.Москва)

 

1

 

1

 

2

 НИИП (Лыткарино)

 

6

 

 

 

  6

 ВНИИХТ (г.Москва)

 

 

 

 

 1

1

Машиностроитель-ный завод (г.Электросталь)       

 

 

 

 

 7

7

 

Анализируя состояние безопасности ИЯУ, следует отметить следующие характерные недостатки:

- не введен в действие ряд НД по безопасности;

- отсутствует перечень оборудования и трубопроводов, подлежащих контролю за состоянием металла;

- исчерпан или не установлен ресурс работы (срок службы) основного оборудования;

- при  анализе  проектных  аварий  не учитываются современные требования о наложении отказов в системах,  важных для безопасности;

- строительство,  проводимое после введения в  действие  ИЯУ, как  на территории предприятий,  так и в его окружении,  привело к уменьшению размеров санитарно-защитных зон;

- кабельные каналы не снабжены устройствами дымосигнализации, кабели не покрыты огнезащитным составом;

- кабели управления  разного  назначения  проложены  в  одной трассе без разделения огнестойкими перегородками.

- несовершенство  системы подготовки и проверки знаний и допуска к работе персонала ИЯУ;

- нарушение сроков обязательных ежегодных проверок  состояния ядерной безопасности внутренними комиссиями предприятий-владельцев ИЯУ;

- отсутствие  четкого  разграничения  ответственности   между службами ИЯУ в части обслуживания оборудования, систем и приборов;

- в  проектной  и  эксплуатационной  документации не приведен анализ и не представлен перечень отступлений от требований,  действовавших на период создания ИЯУ НД по безопасности;

- не  упорядочена процедура своевременного внесения изменений в документацию ИЯУ;

По оценкам  экспертов существует ряд проблем,  требующих немедленного разрешения.

Среди них следующие:

- из-за отсутствия финансирования не ведутся проектные работы по выводу из эксплуатации исследовательского реактора материаловедческого реактора (МР);

- требуется проведение эксплуатационного контроля и технического освидетельствования  на  растворных реакторах на легкой воде « Аргус»    и « Гидра»;

- на  указанных реакторах отсутствуют технологии и оборудование для выгрузки топлива из активных зон реакторов, что может создать серьезные трудности при необходимости срочной выгрузки топлива.

Дозовые нагрузки  на  персонал ЯИУ,  в основном,  обусловлены эксплуатацией этих установок на стационарном уровне мощности,  необходимостью  подготовки  экспериментальных устройств и проведения экспериментов,  выполнением технического обслуживания оборудования и ремонтных работ.

В помещениях постоянного пребывания персонала  мощность  экспозиционной дозы облучения (МЭД) варьируется от 0.002 до 0.0002 мкЗв/сек, что существенно ниже допустимой мощности дозы облучения, составляющей 0.008 мкЗв/сек. При этом индивидуальная доза облучения персонала за год в среднем составила 3 мЗв при допустимой дозе облучения 50 мЗв.  При ремонтах, а  также техническом обслуживании оборудования и экспериментальных устройств ИЯУ облучение персонала  значительно  выше,  нежели  при эксплуатации реактора в стационарном режиме, однако ее величина не превышала 0,2 мЗв за рабочую смену.

К недостаткам  организации и проведения мероприятий по защите персонала и населения, следует отнести:

- в плане мероприятий по защите персонала и населения отсутствует анализ возможных аварийных ситуаций и последствий  запроектных аварий;

- инструкции по действиям персонала при возникновении аварийных состояний не содержат рассмотрения конкретных аварийных ситуаций и действий персонала;

- тематика противоаварийных тренировок не всегда соответствует аварийным ситуациям, изложенных в техническом обосновании безопасности ИЯУ;

- результаты проведения противоаварийных тренировок не всегда документируются  с подробным анализом и оценкой действий персонала по вводным аварийных ситуаций.

 

Состояние радиационной безопасности на  РНЦ “Курчатовский институт”.

Общая характеристика.

 

Учитывая, что РНЦ “Курчатовский институт”  является самым радиационно-опасным объектом г.Москвы ниже  приводится его  характеристика.

РНЦ  располагает 3191  единицей радионуклидных источников.

РНЦ «Курчатовский институт» расположен  в  северо-западной  части Москвы  на  расстоянии  10 км от центра города.  Предприятие имеет две площадки. Первая (основная) - площадью 75 га и вторая, где размещается водо-водяной бассейновый реактор ОР,  площадью 10 га.

В таблице 5 приведен перечень радиационно-опасных участков РНЦ.

                                                                                       Таблица 5.

 

Тип установок  

Наименование ин-та    

Подpазделение ин-та.

Кол-во

1  

Ускоpительные установки

Факел
КУУ «Сибиpь»                     
Циклотpон
 ЭГП-8
ЭГ-8
ЭСУ-2.5
ЭСУ-3.0

ИСФТТ  

ИОЯФ


1
1
1

1
1
1

2

Ускоpительные 

Олива,Памиp,ИЛУ,ТРОБ-100,    

ИЯС       

17  

 

 установки,      

Дельта,Веста,Веста-1,АТОС,     

 

 

 

пpототипы     

Спpут, Лента, СЭМ-3, ИВБ,   

 

 

 

теpмоядеpных  

МЭ4,Е-1,СЕ-4,Т,ТМ-200

 

 

 

установок       

Тайна,Реал,Ангаpа-5,

ИЯС(ОПФ)   

6

               

 

А-1,Кальмаp,Нептун-2     

 

 

             

 

Кpисталл, Оpатория-10,

ИИТ(ОФПНП)

5  

               

 

Оpатория-20,ИЛУ-4,ЭММА-4   

 

 

              

 

Паpус,ОТР-3,С-2М,СВ-10       

ИВЭПТ
(ОПВЭ)

4  

3  

Теpмоядеpные   

Т-15,Т-10,Т-2,ТВД(Т-13),ПФ-3    

ИЯС(73,76)

12  

 

установки     

ПР-8,ОГРА-4, ИРЭК, Пласт,  

 

 

            

 

Истpа, Мин-2, ИСПФ  

 

 

4

Рентгеновские

Дpон, Дpх, АДП,АДПГ-2,      

ИЯР, ИРТМ,

18  

 

установки   

ТРД,Дpон(2,3), РУП-200,    

ИОЯФ, ИМФ,

 

 

 

УРС-60, ИРИС-3,РУП-120   

ИВТЭМ,ИВЭПТ    

 

5  

Облучательные 

ГУТ-200, МИРА-20,РИД-25,   

ИРТМ,      

6  

 

и дефектоско-

РХ-ГАММА-200, РИД-21М,   

ИВЭПТ 

 

 

пические  

облучение ТЛД

ООТиТБ

 

 

установки

(Со-60 0.1 Ки) 

 

 

6  

Радиационно-   

СТЕНД, СИРЕНА,ГЕПАРД, 

ИЯР, ИОЯФ, 

35 

 

технологические

ЛУНА, ЮПИТЕР,  ЛИРА,

ИМФ, ИЯС,

 

 

 установки,

ВЕНЕРА, СТЕЛЛА,  ССГ,    

ИСФТТ 

 

 

установки 

Газовый стенд, РАП,

 

 

 

исследовательские 

ГЕКС, КВАНТ, РСД,  

 

 

 

с пpименением

ВТФ,ОРИОН,КОМИКС,

 

 

 

Мессбауэpовских

ТАЛИСМАН,КОНТУР-2,

 

 

 

источников и 

ТЕРМОСТАТ,ГЭК(1-7,9-11),  

 

 

 

нейтpонных 

АКТИНИЙ, ЯРГ, С-2,

 

 

 

пучков ИР-8  

У-5, МТ, ЭПР-3

 

 

7

Метpологические

УПГД-2, УКПН,   

ИПК    

 

 линейки  

ИПД-интеp      

 

 

8

Лабоpатоpии 

1 кл.          

ИЯР,ИРТМ,  

 

 

2 кл.         

ИОЯФ,ИМФ

58 

 

 

3 кл.            

 

9  

Хpанилища ТВЭЛ                 

 

ИЯР, ИРТМ

 

и ИИИ      

 

ИОЯФ, ИМФ,

 

 

 

 

ИПК     

 

10

Хранилище 7отд

ЦСС             

УЭБТ      

1

 

Размеры санитарно-защитной зоны и радиоактивные отходы.

Границей санитарно-защитной  зоны,  утвержденной Префектом северо-западного округа по согласованию с  СЭС Хорошевского  района  и  СЭС медсанчасти - 12,  является периметр РНЦ «Курчатовский Институт».  Наблюдаемая зона установлена по прилегающим к  РНЦ улицам (Курчатова, Бирюзова, Расплетина, Берзарина и др.).

Многообразная повседневная деятельность РНЦ “К.И.” ведет к  образованию твердых радиоактивных отходов. Так например в 1993 году отправлено на  захоронение 188,9 т, в т.ч. высокоактивных -- 1 т, среднеактивных  -- 175 т и слабоактивных 12,9 т.  В 1993 году количество  жидких  радиоактивных  отходов составило 41 куб.м, в т.ч. среднеактивных- 8 куб.м. Твердые радиоактивные отходы отправляются на захоронение в НПО «Радон»  (г. Сергиев Посад Московской обл.) спецтранспортом, принадлежащим  НПО  «Радон».  Жидкие отходы,  с концентрацией до 37 КБк/л,  транспортируются через спецканализацию на  станцию  водоочистки ВНИИНМ, более  активные отходы ( в 1993 году -  8  тонн)  - на спецтранспорте в НПО «Радон».

Количество твердых радиоактивных отходов, хранящихся на территории РНЦ, составляет примерно 100 т, в т.ч. 92 т хранится во временных хранилищах, законсервированных в 1973 г.

На территории “газового завода” имеется хранилище высокоактивных конструкционных  материалов,  которое  представляет  собой бетонную емкость объемом 230 куб.м, облицованную нержавеющей сталью.  В этом  хранилище    хранится 80 т отходов с общей активностью примерно 100 Ки.

В РНЦ  создано специализированное подразделение «Комплекс утилизации радиоактивных отходов» (КУРО),  которое осуществляет сбор и временное хранение средне и высокоактивных отходов, организует и осуществляет отправку на захоронение твердых отходов, а также жидких отходов его подразделений, не связанных системой спецканализации),  организует работы по реабилитации территории, на которой  имеются временные хранилища радиоактивных отходов,  законсервированные в 1973 году.

 

Состояние ЯРБ на предприятиях топливного цикла (ПТЦ).

 

К  этой  группе предприятий относятся Государственный научный центр Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов (ВНИИНМ) и  Всероссийский  научно-исследовательский институт химической технологии (ВНИИХТ), которые расположены в Северо-Западном и Южном округах г. Москвы соответственно.

При  проведении  исследовательских  работ названные институты используют значительное количество  ядерных  делящихся  материалов (уран-235, плутоний-239)  и около 700 источников ионизирующих излучений  как открытого, так  и закрытого типа общей активностью свыше 700 Ки.

Снижение объемов бюджетного финансирования и количества  хоздоговорных  работ по топливной тематике привело к серьезному ухудшению экономического положения предприятий, утечке квалифицированных  кадров и к сокращению численности служб обеспечения ядерной и радиационной безопасности и специализированных отделов  по  хранению,  учету,  контролю обращения с ядерными делящимися материалами (ЯДМ), радиоактивными веществами (РВ) и источниками ионизирующего излучения (ИИИ) на предприятиях, что негативно отразилось на общем состоянии обеспечения ЯРБ и эффективности системы контроля и учета ЯДМ 

В таблице 7 приведены организации, относящиеся к предприятиям ПТЦ.

   Таблица 7.

 

п/п

Наименование организации

Год создан. 

Место- положение

1.

Государственный научный центр 

1945 

Москва

 

Всероссийский научно-исследовательский институт  неорганических  материалов имени  академика А.А.Бочвара (ГНЦ ВНИИНМ)

 

 

2.

Всероссийский научно-исследовательский институт химической технологии (ВНИИХТ)

1951

Москва

3. 

Научно-исследовательский институт научно-производственного объединения «Луч» (НИИ НПО «Луч»)

1960 

Подольск

4. 

Малое внедренческое государственное предприятие «ВИАМ-42» (МВГП «ВИАМ-42»)   

1991 

Москва

5.

Акционерное  общество открытого типа «Машиностроительный завод» (АООТ «МСЗ») 

1945 

Электросталь

6.

Государственное   научно-производственное предприятие  «Политех»   (ГНПП  «Политех»)

 1974

Электросталь

 

В  процессе производственной деятельности ПТЦ образуются жидкие и твердые радиоактиные отходы, характеристики и среднегодовые  объемы  которых приведены в таблице 8.

                                                                       Таблица 8.

 

Предприятие

ВНИИНМ    

ВНИИХТ 

Твердые РАО    

15,5 т     

2 т   

Жидкие слабоактивные РАО  

12550 куб.м/г      

4 куб.м/сут    

Жидкие среднеактивные РАО    

130 куб.м/г   

0,4 куб.м/сут  

 

ВНИИНМ  осуществляет переработку жидких отходов силами собственной станции водоочистки. Образующиеся в процессе очистки спецстоков твердые и среднеактивные жидкие  РАО отправляются в НПО  "Радон".

Контроль за содержанием радионуклидов  в  сбрасываемых  водах осуществляется  силами и средствами лаборатории участка по переработке ЖРО (ВНИИНМ).

ВНИИХТ системы спецканализации не имеет. Сбор ЖРО  осуществляется в подразделениях в стеклянные емкости, которые по мере накопления  поступают  далее  на  две установки по переработке слабо- и среднеактивных ЖРО. Среднеактивные  ЖРО могут также накапливаться для последующей отправки (без переработки) в НПО »Радон». Образующиеся в результате переработки ЖРО твердые отходы хранятся на рудном складе предприятия. Кроме того, на складе  хранится около  60  отработанных  ИИИ,  также  подлежащих отправке на захоронение. В начале 1998 г.  из ВНИИ химической технологии отправлено на захоронение всего 2 т ТРО.

Необходимо  отметить,  что на ПТЦ за длительный период их деятельности скопились значительные  количества  ядерных  материалов, содержащих плутоний и высокообогащенный уран,  (в т.ч. и облученный), переведенных  в  категорию  отходов  и не подлежащих захоронению в МосНПО "Радон". Разнообразие химических форм и  физических  свойств указанных  материалов  не  позволяет осуществить их переработку на имеющемся на ПТЦ  технологическом  оборудовании.  Для  обеспечения паспортизации,  вывоза, переработки и утилизации указанных отходов требуется принятие соответствующего решения Минатома РФ.

Система учета и контроля ядерных материалов  на  предприятиях топливного цикла базируется на отраслевой НД, определяющей номенклатуру и порядок ведения учетной и отчетной документации, регистрацию потерь ядерных материалов и их списание в соответствии с утвержденными Минатомом РФ для данного предприятия «Нормами списания безвозвратных  потерь», перевод ядерных материалов в категорию отходов, оформление актов на переработку материалов, порядок и периодичность проведения физических инвентаризаций специзделий и ядерных материалов.

 

Состояние радиационной безопасности на предприятиях народного хозяйства.

Наиболее  радиационно-опасными среди этой группы предприятий являются Институт физической химии (ИФХ) Российской Академии наук (Юго-Западный округ) и Всероссийский НИИ технической физики и  автоматизации (ВНИИТФА) Минатома РФ (Южный округ).

Достаточно  сказать,  что в ИФХ две мощные радиационные установки загружены источниками ионизирующего  излучения  (кобальт-60) общей активностью 7,4 ПБк. Кроме того, в институте имеются десятки  наименований открытых источников, включая делящиеся материалы, суммарной активностью до 1,4 Тбк.

Во ВНИИТФА используются и хранятся более 400 источников  закрытого типа общей активностью около 5 млн. Ки.

Большинство предприятий  народного хозяйства,  использующих в своей деятельности РВ и изделия на их основе,  относятся к потенциально менее опасным  предприятиям.  Возможные  аварийные ситуации на них могут привести лишь к локальным авариям, связанным с потерей управления ионизирующими источниками, отсутствием контроля за их движением при хранении,  использовании и выводе из  эксплуатации, а также с хищением источников.

Существенными и наиболее характерными с точки зрения радиационной безопасности недостатками предприятий, использующих ИИИ, являются:

- нарушение  правил учета,  контроля и хранения радиоактивных веществ и изделий на их основе,  поверхностный подход к проведению ежегодной инвентаризации ИИИ и оформлению ее результатов;

- использование  радионуклидных  источников с истекшими сроками эксплуатации;

- несвоевременное захоронение  образующихся  на  предприятиях радиоактивных отходов,  что ведет к их накоплению и увеличению потенциальной опасности объектов;

- отсутствие должного внимания к разработке и проведению  мероприятий по предупреждению возможных радиационных аварий и готовности к ликвидации их последствий.

Вместе с тем,  на ряде предприятий имеются и другие недостатки, связанные с формальным подходом к назначению на должность лиц, ответственных за организацию радиационной безопасности,  учет, хранение ИИИ и радиационный контроль,  к разработке инструкций по радиационной безопасности,  соблюдению сроков поверки дозиметрических приборов.

Эксплуатируемые на предприятиях ИИИ в большинстве своем имеют низкий и средний уровни активности.

Следует  отметить,  что за последние два года на предприятиях происходит накопление радиоактивных отходов из-за  отсутствия  источников финансирования на их транспортирование и захоронение.

Радиоактивные  выбросы  и  сбросы на предприятиях  не превышают установленных величин.

Наибольшие годовые дозовые нагрузки на персонал зарегистрированы на :

--  предприятиях, проводящих гамма-дефектоскопию сварных изделий (дефектоскопы типа «Гаммарид» и  «Стапель») - 30 мЗв;

-- предприятиях, использующих радиоактивные вещества в  открытом виде -- от  5 до 10 мЗв.

Руководство ряда предприятий уделяет недостаточное внимание  анализу  радиационной  обстановки и доз облучения персонала,  разработке  мер  по снижению контрольных уровней.

На подавляющем  большинстве предприятий разработаны «Инструкции по предупреждению аварий и пожара  и  ликвидации  их  последствий»,  а  также  «Планы мероприятий по защите персонала на случай аварий». Вместе с тем, качество разработки этих документов на ряде  предприятий  невысокое  и  не отвечает требованиям  нормативно документации.

Кроме того, выявлено, что на многих предприятиях персонал слабо подготовлен к действиям в случае аварии,  соответствующие  тренировки с персоналом не проводятся,  радиационно-опасные объекты  не укомплектованы аварийными средствами и запасами, отмечаются слабые знания персонала  по профилактике и неотложной помощи при радиационных поражениях.

 

Выводы и предложения.

 

Состояние ядерной и радиационной безопасности на предприятиях г.Москвы и Подмосковья нельзя  признать удовлетворительным. Потенциальная опасность  возникновения  аварий  существует,  и тенденций к снижению ее  уровня  явным образом  не  прослеживается.

Ранее, до  1990 года,  состояние ядерной и радиационной безопасности предприятий определялось,  в основном, качеством проектирования предприятий, оборудования, установок и т.п., степенью подготовки персонала и производственной дисциплиной.

Типичной ситуацией для ядерных исследовательских центров расположенных на территории Российской Федерации является отсутствие должного подконтрольного финансирования.

12 февраля 1997 г. Государтсвенной Думой  РФ было принято Постановление N 1098-11 “Об угрозе экологической катастрофы в связи с недофинансированием Государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра “Курчатовский институт” и других особо радиационно-опасных производств и объектов”.  В данном документе,  Правительству РФ предлагается разработать целевую федеральную программу ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации. Однако такая программа до сих пор не разработана.

В настоящее время экономическая ситуация  в  стране,  падение производства,  разрыв производственных связей,  удорожание продукции,  тяжелое финансовое положение подавляющего большинства предприятий, особенно государственных, привело к возникновению дополнительных факторов, отрицательно влияющих на состояние ядерной и радиационной безопасности.

                Представляется крайне срочным    следующее:

                - государственные   исследовательские  центры,  расположенные  в   г. Москве и Подмосковье,  созданные решениями Правительства СССР для выполнения  исследований  в  мирных и оборонных целях,  нуждаются в    настоящее время в немедленном государственном регулировании  и  финансовой поддержке,  особенно в вопросах снятия ядерных установок с   эксплуатации,  чтобы  исключить  возможность   несанкционированного   превращения их в ядерные и радиационные свалки, создающие опасность    для жителей г. Москвы. Необходимо немедленно прекратить эксплуатацию всех ядерных исследовательских установок на территории столицы Российского государства - г. Москвы,  не отвечающих требованиям ядерной  и радиационной безопасности;

                - имеющиеся программы использования исследовательских ядерных установок  разработаны ведомствами без учета необходимости финансирования мероприятий по повышению безопасности.  И то в же  время  эти    программы не учитывают тот факт, что многие установки уже в течении    ряда лет находятся в так называемом  "горячем резерве".  Это значит,  что установки на которых не проводится никаких исследований, или же их число очень незначительно, попросту "проедают" бюджетные ассигнования, поскольку на техническое содержание оборудования, зарплату    персонала и обеспечение других мероприятий для их  функционирования    требуются  значительные денежные расходы,  а финансирование ядерных    исследовательских центров,  как правило, - госбюджетное. Необходима    общегосударственная  программа,  которая охватывала бы все проблемы    имеющегося в России комплекса исследовательских ядерных  установок, и,  в частности, могла бы установить целесообразный объем исследований, определить перечень выводимых из эксплуатации реакторов,  как в связи  со  снижением объемов работ,  так и в связи с необходимостью вывода установок из эксплуатации по техническим причинам (истечение    проектного срока службы, несоответствие современным требованиям безопасности и т.д.).  При этом снижение общего числа  исследовательских  установок позволит направить высвободившиеся средства на осуществление мероприятий этой программы и тем самым частично  обеспечит ее финансирование;

                - способствовать  установлению общественного  контроля за реализацией программы по снятию с эксплуатации ядерных  исследовательских    установок в г. Москва и ближайшего Подмосковья, оказывать помощь независимым,  неправительственным организациям оказывающим содействие    прекращению эксплуатации  ядерных  исследовательских  установок,  а    также  проведение силами этих организаций независимой экспертизы по    вопросам  ядерной и  радиационной безопасности в городе;

                - проводить разъяснительную работу с депутатами Государственной Думы  Федерального  Собрания России,  а также депутатами Московской Городской Думы и членами Правительствами г. Москвы и Московской области по вопросам защиты их жителей москвичей от пагубного воздействия    источников ионизирующего излучения;

                - приступить к  разработке “ Закона об общественной безопасности “,  который  должен регламентировать права и  обязанности  федеральных ведомств и субъектов Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

                - разработать программу обследования возможного радиоактивного загрязнения территорий, расположенных вне периметров объектов атомной энергетики в г. Москве и ближайшем Подмосковье, а также определить возможные пути финансирования этой программы.

 

Литература.

1. В.М.Кузнецов «Российская атомная энергетика. Вчера, сегодня завтра. Взгляд независимого эксперта,  2000 г. г.Москва

2. А.Шрамченко "Разруха не в клозетах, а в головах" , “Сегодня” от  20.07.93 г.

3. А.Шрамченко  " Почему я ушел из Госатомнадзора ", “Сегодня” от 25.05.93 г.

4. Д.Фролов " Принцип "не влезай - убьет" по-прежнему действует, когда это касается интересов ВПК ", “Сегодня”  от 20.04.93 г.

5. Д.Фролов    "Это было, было", “Сегодня”   от 20.07.93 г.

6. Т.Смольякова " Безнадзорный Госнадзор ", “Российская Газета” от 28.12.94.

7. Радиация и общество. , N1, Под ред. В.М.Кузнецова, МЧФБ, М., 1995.

8. Радиация и общество. , N2(1), Под ред. В.М.Кузнецова, МЧФБ, М., 1996.

9. Радиация и общество. , N2(2), Под ред. В.М.Кузнецова, МЧФБ, М., 1997.

10. В.М. Кузнецов , “Государственная радиация”, М., 1994.

 

Сведения об авторе:

Кузнецов Владимир Михайлович - директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста, член Высшего экологического совета комитета по экологи Государственной Думы Российской федерации, член ассоциации независимых экспертов по безопасному использованию атомной энергии в Российской Федерации, член Международного технического комитета по стандартизации ТК - 322 «Атомная техника», действительный член Российского Экологического конгресса, эксперт по вопросам безопасного использования атомной энергии движения «Яблоко»,

Закончил Московский энергетический институт в 1980 г., энерго-физический факультет по специальности «Атомные электростанции и ядерные энергетические установки». Инженер тепло-физик.

С 1979 г. по 1984 г. работал на Чернобыльской АЭС.

В 1987 г. закончил аспирантуру при ЦНИИЧермет им.И.П.Бардина (г.Москва). Тема диссертации: «Ядерно-металлургический комплекс на базе высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов с гелиевым теплоносителем».

С 1987 г. по 1992 г. работал  в Управлении Центрального округа Госатомнадзора России в должности начальника инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью объектов атомной энергетики России. Участвовал в проверках практически всех атомных станций и ядерных исследовательских  центров,  расположенных на территории СССР.  В течение 1991-1992 гг. запретил эксплуатацию более 10-ти ядерно-радиационно-опасных объектов (ядерные исследовательские установки, энергоблоки АЭС) расположенные на территории Российской Федерации.  В результате давления со стороны руководства Госатомнадзора России вынужден  был уйти из этой системы.

С 1993 г. по 1997 г. работал директором Российского информационно-аналитического центра по предупреждению аварийных ситуаций на объектах атомной энергетики Международного Чернобыльского Фонда безопасности.

С 1998 г. по настоящее время – директор программы по ядерной и радиационной безопасности Российского Зеленого Креста.

Является автором книг:

v    «Государственная радиация», вышедшей в России и Великобритании в 1994 г.;

v    «Российская атомная энергетика. Вчера, сегодня, завтра. Взгляд независимого эксперта.» вышедшей в 2000 г.

v    Является соавтором книг:

v    «Руководство по обеспечению радиационной безопасности при локализации и ликвидации радиационных аварий и катастроф на объектах России» вышедшей в 1997 г. при содействии МЧС РФ;

v    «Радиационное наследие холодной войны» вышедшей в 1999 г. при содействии Международного Зеленого Креста;

v     «Плавучие АЭС: угроза Арктике, Мировому океану и режиму нераспространения» вышедшей 2000 г и 2001 г.

Имеет более 100 публикаций в национальной и зарубежной прессе, посвященных проблемам безопасного использования атомной энергии в России и за рубежом.

 

Контактный адрес:

Россия г.Москва 103001 Гранатный переулок 24/4 стр.1

Российский Зеленый Крест

т.202-28-31,202-28-33

E-mail:kuznetso@online.ru

 

 

 

 


Главная | Новости | Регионы | Газета | Наши дела


Send mail to supportzpch@mailru.com with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002 ООД «За права человека»
Last modified: 05/31/02
Hosted by uCoz